![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткий курс телефонной безопасности от Phone Fans ClubОговоримся сразу: речь в данном материале пойдет о реалиях постсовецкого пространства, причем некоторые нюансы могут быть неприменимы в том или ином конкретном регионе. Сделанные в статье умозаключения справедливы в первую очередь для крупных городов России, а основа для материала собиралась в течение некоторого промежутка времени в Москве. * * * Наверно, сегодня уже не нужно никого убеждать в том, что современная реальность бывшего совка таит в себе массу угроз неприкосновенности прав, свобод и имущества обычных людей. Государство, в цивилизованных странах выполняющее в том числе и функции защиты своих граждан, благополучно умыло руки от этого неблагодарного дела, а иногда и само представляет самую главную опасность для законопослушного человека. Поэтому основной груз защиты неприкосновенности своей частной жизни и имущества ложится, как и спасение утопающих, на самих утопающих, то есть на нас с вами. Большинство людей уже задавалось проблемой легкой доступности собственных жилищ, устанавливая тщательно выбранные стальные двери с не менее ответственно подобранными замками. Особенно продвинутые в вопросах безопасности даже озаботились решетками на окна. Казалось бы, доступ посторонним в вашу жизнь надежно закрыт. Увы, даже не останавливаясь на стойкости современных "импортных" замков к проверенным годами инструментам "профессионалов", можно сказать, что не решена и половина проблемы. Дело в том, что помимо непосредственного, физического доступа в вашу жизнь, в наш век информационных технологий существуют и другие его разновидности. Как никто другой, это почувствовали еще пару десятилетий назад создатели компьютерных сетей: "нанести визит" и доставить вашему компьютеру (а разумеется, и вам лично) массу неприятностей злоумышленник может вообще не выходя из своего дома. Похожая картина наблюдается в любой информационной сети, в том числе - и в телефонной, к которой подключен ваш дом или офис. На этом моменте мы и хотели бы остановиться поподробнее. Многие люди заметно недооценивают потенциальную опасность, которую несет в себе их телефонная связь с окружающим миром. Они не боятся отвечать на любые вызовы, лишь только заслышав звонок, равно как и оставлять "безответный" телефон в свое отсутствие. Они не считают нужным знать телефонные номера тех, кто им звонит, а если и владеют этой информацией, то совершенно не представляют, как ей воспользоваться в случае возникновения различного рода угроз. И, наконец, они совершенно наивно полагают, что телефон безобиден: "даже если позвонит какой-нибудь придурок, всегда можно положить трубку". Если хотя бы в части этих описаний вы узнали себя, тогда данная статья точно для вас! Начнем мы с описания тех самых полумифических с точки зрения обывателя угроз, которые может нести в себе обычная городская телефонная линия. В отличие от "доблестной" милиции, различного рода уголовные элементы давно освоили ряд нехитрых приемов, в которых основным инструментом служат телефонные звонки. Например, еще с совецких времен известна так называемая "прозвонка", когда перед началом "операции" по ограблению квартиры воры длительное время вызванивали хозяев, выясняя, в какое время они обычно бывают дома. "Контрольный" неотвеченный звонок в назначенное время служил сигналом к началу взлома. Телефон также служит основным средством общения шантажистов со своей жертвой. Каждое неосторожно сказанное вами в таком разговоре слово может оказаться записанным на магнитофон и использоваться против вас. Известны также случаи, когда телефонный звонок позволял выяснить местоположение похищенных для выкупа людей и их похитителей (благодаря информации, полученной по определителю номера). Кстати, об определителях (АОНах). В далекие совецкие времена (1980-е гг.), когда никаких определителей еще не было в природе и станции не имели средств, аналогичных АОНу, в крупных городах совка (да и в не очень крупных) пышным цветом расцветало телефонное хулиганство. А именно какой-нибудь прыщавый малолетний ублюдок мог от нечего делать набрать ваш номер пальцем ноги и, обложив вас матом, повесить трубку. Или вести долгий и бессмысленный разговор с таким же окончанием, записывая все на магнитофон, чтобы дать послушать друзьям-дебилам. К счастью, масштабы этого уникального явления несколько снизились с появлением такого удобного предмета, как домашний аппарат с определением номера (в обиходе просто АОН). Теперь представьте, что ваша телефонная линия выглядит привлекательным неиссякающим источником информации не только для вас, но и для множества других "любителей". Оставляя за скобками этой статьи такие банальные проявления этого "интереса", как СОРМ и частная "прослушка", отметим различного рода полулегальных коммивояжеров, которые склонны "путать" пиратскую телефонную базу и свой список клиентов. Именно таким образом в вашей квартире могут регулярно раздаваться звонки с предложением "оказать бесплатные консультации по ее обмену" или с настойчивым требованием обсудить со звонящим правильность Библии ("я вижу, для вас еще не все потеряно, приходите к нам на семинар, ведет сам Исус Христос, очень недорого"...). Мы привели только несколько примеров, когда казалось бы "виртуальный" телефонный разговор или, наоборот, его отсутствие, могут привести к очень серьезным реальным последствиям. Да простят нас придурки, часами подбирающие пароли к чужим автоответчикам или просто звонящие ночью в заведомо пустую квартиру, чтобы позлить громкими звонками соседей. Называть каждое телефонное преступление или дебилизм своими именами не входило в задачу автора материала. Итак, какие же выводы следуют из приведенных выше фактов? Глобальный вывод один: необходимо иметь контроль над собственной телефонной связью. Причем не менее, а возможно и более жесткий, чем уверенность в надежности замков на входной двери. И о том, как этого контроля добиться, мы и расскажем в нескольких следующих абзацах. Первым делом (если вы этого еще не сделали) установите на всех используемых вами линиях АОН. Имеется в виду не какой-то конкретный тип аппарата, а просто функция определения номера вызывающего абонента. Даже лучше, если она будет реализована в формате CLIP (Caller ID), так как он содержит не только местный номер абонента, но и все необходимые коды (совецкий АОН всегда выдает только семь цифр номера). Иногда само по себе наличие АОНа создает ложное чувство безопасности пользования телефоном. Однако, в особенности в случае использования совецкого стандарта (АОН после замыкания шлейфа - "Русь" и др.), успокаиваться еще очень рано. Начнем с того, что далеко не все номера определяются (поставщик "услуги" обычно так и заявляет при попытке содрать с вас за нее деньги), а часть из них является "левыми", например начинается на несуществующие в сети цифры. Кроме этого, совецкий стандарт АОН дает технически подкованному звонящему абоненту даже возможность "подсунуть" подставной номер вашему аппарату! Ну и для завершения картины добавим, что даже если ваша "Русь" правильно определила семь цифр номера, то это может быть как местный вызов, так и номер одного из сотовых или коммерческих операторов, имеющих собственные коды (не говоря уже о междугородних вызовах). Известны случаи, когда хозяева АОНов самостоятельно "вычисляли" и "обезвреживали" якобы хулиганов, чей номер высвечивался на АОНе. Правда при этом оказывалось, что мордобою подвергался случайный человек, так как АОН показывал... мобильный номер, совпадающий в последних цифрах с городским. Так что к "циферкам" на АОНе надо относиться с большой осторожностью, впрочем, мы еще вернемся к этой теме чуть позже. Для повышения достоверности определения по совецкой системе АОН лучше всего использовать два аппарата разных типов, включенные параллельно (запросы должны выдаваться только одним из них!), например основной типа Panasonic и вспомогательный в виде некой приставки. Второй после приобретения АОНа шаг к защите от телефонных вторжений заключается в приобретении телефонных справочников по частным лицам и организациям, желательно в электронном виде. И хотя отчасти справедливо, что в постсовецких реалиях любые свободно доступные данные о человеке могут нанести ему вред, можно утешать себя тем, что ваши враги давно имеют эти же самые базы и знают всю вашу подноготную. Почему ваша информационная оснащенность должна уступать? Здесь необходимо упомянуть вот еще какой момент. Часто встречается наивное мнение, что информацию о любом телефонном номере можно легко получить через интернет (например, разместив на одном из форумов вопрос типа "помогите найти адрес и фамилию по номеру телефона..." или воспользовавшись некой онлайновой базой данных). Не забывайте, что доступные в интернете неофициальные базы данных давно устарели, а ответы на форумах могут давать любители поприкалываться... Поэтому самый верный путь решения этой проблемы все-таки заключается в приобретении диска с самой свежей базой по абонентам города, пусть даже это будет не очень дешево. Нелишне также обзавестись и официальными справочниками вроде "Желтых страниц", так как владелец телефонного номера может сдавать его вместе с помещением посторонней компании. Например, по неофициальной базе номер принадлежит некоторому НИИ, а на деле это помещение уже лет десять арендует фирма по продаже неважно чего. Третий шаг - обеспечьте ответ на 100% входящих вызовов путем установки автоответчика. Так вы будете иметь полную информацию обо всех попытках позвонить на ваш номер. Лучше, если приветствие автоответчика будет записано не вашим голосом - это поможет отсеять нежелательную категорию "старых знакомых", которые любят вспоминать ваш телефон, как только что-то очень понадобится. Не нужно добавлять в приветствие фразы типа "меня НЕТ дома", "я скоро ВЕРНУСЬ", "перезвоните после семи вечера", какие-либо имена (например, свое или кого-то из членов семьи) или номера телефонов (например, ваш мобильный), так как это дает каждому позвонившему лишнюю информацию. Не нужно также злоупотреблять обещаниями перезвонить, так как вас потом будут доставать претензиями люди, которых вы не удосужились узнать по невнятному бормотанию. Если вы хотите оставить кому-то конкретную информацию, например о времени и месте встречи, используйте для этого индивидуальный голосовой почтовый ящик, вход в который в зависимости от модели аппарата может происходить автоматически по данным АОН или после набора личного пароля. Идеален автоответчик с функцией АОН, когда каждое поступившее сообщение увязывается с определившимся номером. Если автоответчик совмещен с факсом, не стоит об этом предупреждать в приветствии, иначе рано или поздно вам изведут всю бумагу дурацкой ночной рекламой или вообще неприличной детской мазней. Имеет смысл держать динамик автоответчика включенным во время записи информации, так как это даст вам дополнительную "свободу маневра", позволив оперативно снять трубку, если надумаете говорить. Если в АОНе/автоответчике имеется режим дистанционного управления по телефонной линии, рекомендуется либо его отключить совсем, либо в обязательном порядке задать пароль доступа, не совпадающий с установленным на заводе (и соответственно приведенным в инструкции к каждому такому аппарату...). Буквально в самые последние годы наряду с автоответчиком в арсенал фанатов телефонных технологий добавился совершенно новый инструмент - сотовый телефонный мост. Фактически данное устройство легально предоставляет в ваше распоряжение радиотелефон неограниченного радиуса действия, подключенный к вашей городской телефонной линии и что немаловажно, при этом практически на 100% защищенный от несанкционированного вмешательства. С использованием сотового моста в качестве "радиоудлинителя" необходимость в домашнем автоответчике отпадает, так как все без исключения вызовы будут поступать на ваш мобильный телефон. Одновременно обеспечивается эффективная имитация вашего постоянного присутствия дома, так как вы всегда можете не только ответить на вызов по домашней проводной линии, но и сделать исходящий вызов с нее же, даже если физически вы находитесь при этом в другой стране. Итак, на данный момент в вашем распоряжении оказывается целый комплекс средств, предоставляющий так сказать "аппаратный" контроль за телефонным трафиком, в том числе в ваше отсутствие дома или на работе. Некоторые аппараты имеют также возможность контроля цифр, набираемых на параллельных телефонах, которую тоже не мешает задействовать. Следующий этап заключается в обработке и систематизации всей получаемой информации, так чтобы она всегда была доступна в случае необходимости. Удобнее всего всю информацию хранить в электронном виде, например автор этого материала успешно использует таблицу из нескольких листов, составленную в Microsoft Excel. В первую очередь необходимо систематизировать информацию об имеющихся у вас телефонах родственников, друзей и знакомых, проще говоря - составить подробную телефонную книгу. Эти номера в дальнейшем будут исключаться из круга вашего особого интереса, который необходимо проявлять в остальных случаях. Далее необходимо приступать к ведению журнала непонятных вызовов, независимо от того, представляли ли они собой какую-то угрозу или нет. Вспомним уже упомянутую технологию "вызванивания" хозяев квартиры или методы телефонных хулиганов, которые вначале должны удостовериться в собственной безопасности и только потом могут приступать "к делу". Полный список всех неопознанных звонков поможет вам, если потребуется предпринимать определенные действия. Несколько замечаний о ведении журнала вызовов. В обязательном порядке необходимо фиксировать дату, время звонка и вызывающий номер, а также дополнительную информацию при ее наличии. Например, при вашем ответе на вызов звонящий спросил Анну Степановну, называет номер, который пытался набрать или на автоответчике записалась некая музыка. Если "мнения" двух параллельных АОНов о номере "разошлись", имеет смысл сделать об этом специальную пометку в журнале, а также изучить "сырой код" с информацией о номере, пришедшей с АТС (если аппарат имеет такую возможность). Полезна также информация о достоверности определения цифр, содержащаяся в "сыром коде" некоторых моделей аппаратов. Если номер определился по-разному на двух ваших аппаратах, в нем имеются "прочерки" (неопределенные цифры) и сдвиги, а достоверность цифр заметно низка (нормальное значение не ниже 5), то с большой вероятностью вы имеете дело с "подставным" номером, сгенерированным самим звонящим абонентом (пример программы-генератора посылок АОН см. здесь). К дополнительной информации относится также категория абонента, на которую даже владельцы АОНов не привыкли обращать внимания. Например, при ее помощи можно отличать номера таксофонов (кат. 6 и 9), гостиницы (кат. 2) и различного рода спецорганизации (кат. 4, 5 и 7). Категория 3 с наибольшей вероятностью указывает на то, что вызов производится из госбюджетного учреждения (ЖЭК, почта, поликлиника, отделение милиции и т.п.), хотя также может принадлежать номеру в коммунальной квартире или быть установлена по желанию владельца-оригинала (категория 3 означает отсутствие у абонента возможности звонить через "восьмерку"). Мы уже упоминали о высокой вероятности того, что определившийся на вашем АОНе номер может относиться к другой кодовой зоне, так что не торопитесь выяснять его принадлежность по телефонной базе. Небольшая подсказка заключается в том, что номера мобильных и коммерческих операторов при определении совецким АОНом всегда будут иметь категорию 1 (по крайней мере, в Москве именно так). Это означает, что если вы видите другую цифру в поле "категория", то это однозначно внутригородской (местный) вызов. Определенный номер однозначно является мобильным, если начинается на несуществующую в вашем регионе цифру (например, номера на 8 с категорией 1 в Москве). Если на вашем определителе появилось несколько разных номеров с общим началом (например, 299-ХХХХ), то с большой вероятностью вам звонили из некого офиса с установленной в нем мини-АТС. Подтвердить эту догадку может проверка принадлежности этих номеров по телефонной базе (они должны быть установлены по одному адресу). Если вам могут звонить по обычной междугородней связи, обратите внимание, что если число цифр в номере этого абонента меньше 7, они дополняются спереди последними цифрами кода региона. Например, при звонке в Москву из города Щелково (код 09656) с номера 8-76-54 на вашем АОНе определится 568-76-54, и по этому номеру бесполезно будет перезванивать (хотя куда-то вы определенно при этом попадете :). Вывод: для описанного только что примера владельцу стоит внимательно относиться к номерам, начинающимся на 56, возможно даже занести их в список особого обслуживания на своем аппарате (не стоит забывать, что звонящий по межгороду платит за соединение, в том числе с АОНом в ваше отсутствие...). В случае возникновения сомнений в происхождении того или иного номера рекомендуется проверять его прозвонкой, разумеется, не с собственного номера. Вообще, большой ошибкой некоторых АОНовладельцев является то, что они имеют привычку перезванивать по определившимся на аппарате номерам и задавать дурацкие вопросы типа "а зачем вы мне только что звонили?" Дело в том, что таким звонком вы наверняка засветите свой номер на чужом определителе и вас могут также взять "на карандаш" (в особенности, если человек просто ошибся номером и сначала даже не знал, что попал именно к вам). Не говоря уже о том, что набранный вами наобум номер может оказаться на оперативном контроле в милиции или принадлежать на самом деле к другой кодовой зоне. Во всех этих случаях возникнут лишние проблемы, которых лучше избежать, сделав контрольный звонок из уличного таксофона (причем на всякий случай, лучше не в собственном районе города). Кстати, говорить при таком звонке (как и нажимать кнопку "ответ" для оплаты звонка) совершенно необязательно. Подобный контрольный звонок поможет проверить валидность номера (в противном случае вы услышите автоответ "соединение невозможно" и указательный акустический сигнал), а также даст вам некоторую информацию об ответившем абоненте (примерный возраст, пол). Во многих организациях принято произносить название фирмы сразу после ответа на звонок, что тоже окажется нелишней информацией. Кстати, о таксофонах. Коль скоро они открывают нам такие широкие возможности по совершению анонимных звонков, точно такими же возможностями они наделяют наших недругов. А значит, подобные номера требуют специального обращения с вашей стороны. В крупных городах определяющийся номер таксофона без возможности обратного звонка (одностороннего) выглядит так: 8-номер АТС-номер аппарата, например 8-123-456. Для общей обработки всех таких вызовов можно использовать фильтр номеров 8******. Несколько осложняют ситуацию таксофоны с прямыми городскими номерами, отличить которые можно только по признаку категории номера (в Москве обычно 6). Фильтрация номеров по категории обычно не предусматривается производителями аппаратов с АОН, а часть моделей вообще игнорируют (не показывают) ее на дисплее. В любом случае мы бы рекомендовали использовать только АОН с отображением категории номера, а вызовы с категориями 6 и 9 по возможности игнорировать, в идеале не допуская их даже до прослушивания приветствия на автоответчике (режимы "отбоя" и "черного списка" в телефонах типа "Русь"). Вторая, наиболее привлекательная для мошенников, возможность совершения анонимных вызовов заключается в использовании средств междугородной интернет-телефонии. Вкратце технология такова, что для совершения звонка абонент вначале соединяется с местным шлюзом VoIP оператора, а далее набранный им номер транслируется через интернет на другой шлюз, который может находиться в другом городе или даже стране. Второй шлюз, получив номер по интернету, набирает его на местной телефонной сети, к которой он подключен. Таким образом, если у вызываемого абонента установлен АОН, он определит именно местный номер шлюза, а не реальный номер вызывающего абонента. Насколько нам известно, провайдеры IP-телефонии не ведут журналов (логов) определившихся у них реальных телефонных номеров, тем самым обеспечивая полную безопасность телефонным хулиганам. Если звонящему необходима гарантированная анонимность вызова, он скорее всего предпочтет воспользоваться недешевой карточкой IP-оператора, чем более доступным таксофоном. Все дело в том, что по номеру таксофона можно установить его местоположение, и в конечном итоге рано или поздно вычислить звонящего. В случае звонка через интернет соотношение "цена-качество" выглядит намного привлекательнее, тем более что звонить можно прямо из собственной уютной квартиры, ничем не рискуя. Итак, отметив эту возможность анонимных звонков для наших целей, по традиции задумаемся над тем, как от нее защититься самим. Если вам регулярно поступают звонки из-за границы с использованием IP-карточек, зафиксируйте определяющиеся на АОНе номера. Обычно, если вызовы проходят через одного и того же оператора, вариантов бывает немного (не более 5, а иногда вообще только один). Если вы ни разу не сталкивались с необъяснимыми вызовами с этих номеров, можно даже рискнуть занести их в "белый" список, как вы это уже сделали с телефонами родных и близких людей. Если международных звонков вы вовсе не ждете, то лучше наоборот, исключить интернет-шлюзы из потенциального круга звонящих вам номеров. Весьма часто операторы назначают шлюзам "заметные" номера, вроде 929-9499, 792-3399, 991-0000 и т.п., однако это не является всеобщим правилом. Аналогичным образом на АОНе выглядят номера шлюзов местных коммерческих и мобильных сетей, например 974-9999, с которыми нужно поступать аналогичным образом. С нашей точки зрения, в любом случае полезно дать "шлюзовому" номеру "выговориться" путем включения автоответчика. Если звонит нужный вам абонент, у вас будет хорошая возможность ответить, а если нет - у него будет точно такая же возможность понять, что этим способом он до вас не дозвонится. Из номеров, которые заслуживают особого внимания, помимо таксофонных и "шлюзовых", необходимо отметить телефоны различных районных контор, в особенности милиции/военкомата/суда, ЖЭКа/паспортного стола, почты и телефонного узла (из этих заведений имеют обыкновение звонить по самым пренеприятным поводам). К "группе риска", как мы уже говорили, относятся и все остальные телефоны с не единичной категорией. Во всех случаях регистрации таких вызовов необходимо собрать максимум информации, а при их регулярном появлении поставить линию на непрерывную запись (при помощи автоответчика или специального телефонного магнитофона). Завершая наш обзор, остановимся подробнее на личном общении с позвонившими вам деятелями. Хотя мы настоятельно рекомендуем не отвечать лично на звонки с неизвестных номеров, нельзя исключить ситуацию, когда по той или иной причине вам приходится ответить на нежелательный вызов. Общее правило в этом случае звучит так: если вы не понимаете, чего хочет от вас звонящий, скорее всего в это же самое время вас используют для какой-то своей цели. Не нужно бояться положить трубку в любой момент этого "разговора". У многих людей существует своего рода психологический барьер, который требует обязательного логического завершения разговора перед укладкой трубки. Этим и пользуются "неавторизованные" звонящие, изо всех сил привлекая ваше внимание, иногда давя своей чрезмерной вежливостью и не давая попрощаться. Если подсознательно вы все еще боитесь "обидеть" человека на том конце провода, просто скажите в трубку (не давая ему перебить вас!) "спасибо, я не нуждаюсь в ваших услугах" и после этого с чистой совестью отсоединитесь. И неважно, что никаких услуг вам еще может быть и не успели предложить. Главное - теперь у него будет барьер перед повторным звонком к вам. А если он и наберет ваш номер снова, вы не повторите свою первую ошибку и не возьмете трубку. Если нежелательный позвонивший пытается изобразить "цивилизованного коммерсанта" (без ваших подсказок представляется, называет свою фирму и цель звонка), не мешает так же цивилизованно сказать предыдущую фразу и попросить, чтобы в дальнейшем вам не звонили. Если повторный звонок все же будет, так же вежливо попросите этого виртуального коммивояжера соединить вас с его начальником. Очень характерный пример подобной "сомнительной коммерции", вероятно с использованием средств IP-телефонии, приведен в этой статье (кстати, вызов именно с этого номера и примерно в тот же период времени зафиксировал у себя на автоответчике и автор настоящего материала). В случае, когда вам начинают упорно названивать и просить позвать к телефону, скажем, Василия Михайловича, обязательно выясните максимум информации у звонящих. Попросите их назвать номер, который они набирали, и если он не совпадает с вашим, обязательно проверьте наличие Василия Михайловича в списке абонентов данного номера (по телефонной базе). Не исключено, что вас разыгрывают, а в чем смысл дебильного прикола, вы по замыслу "режиссера" должны понять только на 20-й звонок. Если звонящий называет именно ваш номер, поинтересуйтесь его происхождением - вероятно, номер был просто записан с ошибкой. Известны отдельные уникумы, которые до сих пор ухитряются звонить на федеральные мобильники или по межгороду, минуя "восьмерку". При этом они, естественно, попадают на стационарный (городской) номер и будут с пеной у рта убеждать вас, что сто раз звонили по вашему номеру и разговаривали с дядей Васей. Помните, что бесплатных консультаций на тему "как правильно набирать цифру 8 и код города" вы давать не обязаны, а если знакомый дяди Васи будет упорствовать, намекните ему, что расцениваете его назойливость как телефонное хулиганство. Если в один прекрасный день на ваш номер посыпался целый шквал звонков с самых разных номеров, но объединенных одной темой (например, все хотят купить у вас некую машину или снять комнату), это весьма неприятный знак. Очень вероятно, что некий остряк ухитрился опубликовать объявление с вашим телефоном в одной из бесплатных газет или в интернете. Вряд ли стоит объяснять каждому страждущему, что никаких объявлений вы не давали - это все равно не спасет от новых звонков. Однако ответить на пару первых вызовов все же стОит с целью выяснения источника подобной "рекламной" информации. Скорее всего, обнаружить злополучное объявление не составит труда, а далее существует целый ряд средств, способных помочь выйти на человека, который его разместил. Впрочем, данная процедура уже выходит за рамки нашего обзора. Не следует воспринимать с доверием любой звонок, когда позвонивший называет вас по имени или демонстрирует какие-либо знания о вас, вашей работе или чем-то еще. Достаточно заглянуть в одну из свободно продающихся телефонных баз, чтобы понять, как много информации он мог почерпнуть оттуда. Например, имя-отчество, адрес прописки и фактического проживания, номер паспорта и госномер автомобиля, находящееся в собственности жилье и зарегистрированные частные предприятия - эту информацию уже давно трудно сделать секретом. Помните: эта информация особенно хорошо "работает" в том случае, если звонящий ведет себя уверенно, даже нагловато. Например, в самом начале звонка называет вас по имени и спрашивает: "узнал?" Ни в коем случае не отвечайте утвердительно, если вы не уверены. Всегда лучше это уточнить, и если вам в ответ называют непонятные подробности (типа "ты что, забыл, это Михаил - я тебе машину пять лет назад ремонтировал"), немедленно отключитесь. Описанный выше прием с использованием информации из пиратских баз данных может использоваться для выяснения реального состава людей, проживающих в вашей квартире (а также того, когда и кто именно бывает дома), а также пранкерами - телефонными "приколистами", убивающими время путем вызова незнакомых людей на длинные бессмысленные разговоры с целью их записи на магнитофон. В любом случае подобный "сеанс общения" необходимо как можно быстрее обрывать (сообщать о завершении беседы второму абоненту необязательно). Если номер, с которого вам позвонили, не определился, начните что-то говорить и одновременно на полуслове нажмите рычаг. Это заставит вызывающего абонента думать, что произошел случайный разрыв связи на АТС, и перезвонить. На этот раз номер может и определиться, а вы уже совершенно не обязаны брать трубку. Не исключен случай, когда блистающий познаниями о вашей личной жизни абонент представляется сотрудником ЖЭКа, отдела кадров вашей фирмы, районной поликлиники или, например, милиции ("я следователь Петров и должен задать вам ряд вопросов, гражданин Иванов" :). Ни в коем случае не вступайте в беседу во время данного входящего вызова. Вместо этого уточните, какую конкретно организацию и подразделение представляет данный человек, и спросите телефон, по которому вы можете ему перезвонить. Если телефон вам предоставить отказываются, завершите соединение. Перед тем, как перезвонить по предоставленному номеру, не забудьте проверить его по имеющимся у вас телефонным базам и справочникам - не исключено, что номер фальшивый и на том конце провода сидят обычные мошенники, которые с удовольствием изобразят для вас и отделение милиции, и приемную президента США на выбор. Не стоит также забывать, что работники государственных учреждений никогда не используют для официального телефонного общения мобильную связь. На случай поступления вызовов-"сюрпризов" рекомендуется держать наготове подключенный к телефонной линии магнитофон. К счастью, во многих моделях современных автоответчиков имеется функция "немедленной записи" с ручной активацией, которая может использоваться с неменьшим успехом. Запись телефонного разговора, представляющего угрозу для вас, совместно с определившимся номером, составят неплохую основу для возможного обращения на телефонный узел, в милицию или в еще более эффективные органы и организации. * * * Несмотря на кажущуюся сложность и "навернутость" всей предложенной вам в этой статье системы телефонной безопасности она показала свою эффективность в течение многих лет использования. Автор внедрил ее не только в свою личную телефонную связь, но и на вверенную ему ведомственную сеть одной коммерческой организации. При правильных подборе и настройке аппаратного обеспечения, аккуратном ведении журналов и адекватном поведении в "нештатных" ситуациях система абсолютно прозрачна для "своих" звонков и представляет собой практически непреодолимый щит для посторонних с сомнительными намерениями. Автору этой статьи при помощи описанных средств и методов удалось вычислить и наказать весьма осторожного человека с неуравновешенной психикой, в течение восьми (!) лет совершавшего непонятные звонки со своих рабочих телефонов, отсутствовавших в общедоступных базах данных. Запомнился также случай с "веселой" девушкой, которая пыталась оригинально пошутить с использованием магнитофона (видимо, чувства юмора у нее после того случая основательно поубавилось). Будем надеяться, что все сказанное выше будет полезно вам в организации и упорядочении вашего телефонного общения с миром. Вместе с тем не нужно воспринимать приведенные методы как догму и допускать определенный творческий подход к их реализации. Например, не всё предложенное можно использовать на мобильных и цифровых (ISDN) линиях связи, хотя они требуют не меньшего внимания владельцев. А самое главное - помните, что самое "интересное" происходит как раз в тот момент, когда вы только что отключили АОН на пару минут, магнитофон сломался, а не ответить на вызов никак нельзя, так как вы ждете звонка! :) © Adriano M., 2004. При цитировании ссылка обязательна. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Copyright © 1998-2005 Phone Fans Club. All rights reserved |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |